Мы идем навстречу клиенту | Вывоз мусора в Санкт-Петербурге
Грузовые автомобили фирменного вишневого цвета, перевозящие мусор, хорошо известны в городе. Компания ООО "Спецтранс "ПАЛИР" - один из ведущих перевозчиков бытовых отходов, десять лет занимается санитарной очисткой Петербурга. В её распоряжении двадцать единиц техники и коллектив, насчитывающий около пятидесяти человек - преданных своему делу единомышленников.
Что сделать, чтобы в наших дворах всегда было чисто, а также как предупредить появление вокруг города несанкционированных свалок, рассказал "Петербургскому дневнику" генеральный директор компании кандидат экономических наук Александр Подгосник.
Кубометр в кубометр
Александр Аркадьевич, как появляются несанкционированные свалки вокруг города? Как выяснилось, это не столько бытовые отходы, сколько строительный мусор, грунты.
- Редчайший случай, чтобы лицензированный перевозчик бытовых отходов сбросил их на обочину. Чаще всего это делают строительные компании, которым нужно вывозить десятки тысяч кубометров грунтов и тому подобных отходов. Чтобы сэкономить, они договариваются с частниками и вывозят на случайных самосвалах, зачастую куда угодно.
Значит, перевозчики бытовых отходов - добросовестные?
- В основной массе - да, по крайней мере те, что входят в десятку крупнейших. К сожалению, сейчас стало мало добросовестных перевозчиков. Когда я получал первую лицензию, фирму тщательно проверяли, я должен был доказать, что предприятие имеет и материальную, и транспортную базы, что есть обученные люди, грамотные руководители. И после получения официального разрешения на работу с нас строго спрашивали. Мы присылали ежемесячные отчеты, которые должны были сходиться кубометр в кубометр: сколько вывезли от жилых домов - столько же завезли на завод и полигон. А сейчас лицензию предлагают купить в Интернете... В городе сотни перевозчиков, и их работа никем не контролируется.
Как вы относитесь к попытке создания системы мониторинга в сфере обращения бытовых отходов?
- Идея хорошая, но, к сожалению, в данной реализации может противоречить интересам предприятий, занятых в этой сфере, в том числе и перевозчиков. "Специально обученные" люди станут собирать данные по сбору и вывозу, обобщать их... А насколько нужно это компании?
- Вы имеете в виду коммерческую тайну?
- Конечно. Мне при личной беседе рассказывали клиенты, что в некоторых административных органах есть люди, стремящиеся лоббировать определенные интересы. И к ним же будут стекаться данные о работе других компаний? Ведь это не просто информация об объемах работы, но еще и клиентская база, которой дорожат. Перевозчики в системе обращения с отходами, я бы сказал, трепетно работают с клиентами, чтобы сохранить их, прилагают для этого немало труда, например, предлагают дополнительные услуги: закатывание контейнеров в мусоросборник, развозка документов. Во многом идём навстречу клиенту. Если двор завален снегом или заставлен транспортом, наши машины приезжают по нескольку раз по одному адресу, тратя время и топливо.
- Как найти новых клиентов? У вас есть для этого специальная служба, сотрудники которой ходят по адресам?
- У нас есть коммерческий отдел, мы работаем уже десять лет, нас знают и даже рекомендуют своим соседям.
Должен быть вежливым
- Какие районы вы обслуживаете?
Мы работаем В Приморском, Выборгском, Красногвардейском, Калининском, Невском и Курортном районах, во Всеволожске.
- Есть мнение, что в вашей отрасли еще нет настоящей конкуренции.
- Конкуренции не было тогда, когда в советские времена создавались первые автопарки "Спецтранса", это были государственные предприятия. С появлением ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний родился спрос, появились конкурентные предложения. Но если в первой десятке перевозчиков конкуренция более-менее добросовестная, то мелкие компании бессовестно демпингуют. Когда цену снижают ниже стоимости размещения отходов на полигоне в Новоселках...
- Куда тогда везут этот мусор?
- Кто куда. Есть небольшие "полигончики".
- Нелегальные?
- В первую очередь.
- Как вы контролируете работу своих водителей?
- Устанавливаем системы наблюдения на автомобилях, но не на всех машинах они хорошо работают. На мусоровозах скандинавского производства есть встроенные компьютеры, GPS-навигаторы, с этими компьютерами связанные. Внедриться в эту систему и как-то повлиять на её показатели нельзя. А на отечественных автомобилях можно...
- Какие требования предъявляете к водителям при приеме на работу?
- В первую очередь важна работоспособность, порой рабочий день начинается в пять утра. Работать приходится в праздники, в выходные. Когда все еще спят после встречи Нового года, наши водители утром 1 января должны выйти на линию. Второе важное требование - вежливость и терпимость. Зачастую, приезжая на адрес, можно встретить такого дворника, который за словом в карман не полезет.
- А профессиональное мастерство?
- Прежде чем принять в штат, предлагаем водителю поездить день по маршруту. У нас своя специфика, отходы - это не конфеты, не цветы, не каждому может понравиться. Вспоминаю забавный случай периода слухов о птичьем гриппе. Один начинающий водитель, приехав впервые на свалку, увидел огромные стаи чаек и сразу решил, что здесь он работать не сможет. Вообще некоторые водители стажируются у нас до месяца.
- Как повлияло на работу перевозчика изменение тарифов на депонирование отходов на полигоне и переработку на заводе?
- Это правильный шаг, цены уравнялись. Теперь есть возможность оптимизировать маршруты. Бывало, что мусоровозы из Невского или Красногвардейского районов ехали в Новоселки. Сейчас едут туда, куда ближе, - на мусороперерабатывающий завод в Янине. Это хорошо и для экологического состояния Петербурга.
- Интересно, как дела на заводе, если цена за переработку тонны отходов упала с тысячи четырехсот рублей до четырехсот?
- Судя по всему, объемы переработки выросли, перевозчики охотно везут туда отходы.
Ключ с правом передачи
- Как вы относитесь к предложению, чтобы перевозчик получал плату за работу на мусоропере-рабатывающем заводе, то есть на месте размещения отходов?
- Не исключено, что такое положение вещей будет способствовать появлению коррупционной составляющей. Ведь если средства за вывоз, которые платят горожане, будут напрямую поступать на завод, то по каким принципам станут выбираться перевозчики? Мне кажется, если уже создана некая цепочка - накопитель отходов, транспортировщик, приемщик отходов, - то ее нужно сохранить. Нельзя вырывать какие-то звенья. Мы работаем с клиентом - предлагаем ему лучшие условия, и он нас выбирает. Это рыночные отношения. А по каким критериям завод будет определять, с кем работать? Зачем ломать систему, уже доказавшую свою состоятельность?
- Что в ней надо усовершенствовать?
- Надо идти по пути устранения недобросовестной конкуренции, когда работают нелегитимно, когда демпингуют. Если перевозчик выполняет все требования и работает по закону, то он не может снижать цену ниже установленных тарифов. Мы вступили в Санкт-Петербургскую ассоциацию рециклинга - саморегулируемую организацию, объединяющую компании, действующие в сфере обращения с отходами. Это авторитетная организация, по сути дела, взявшая на себя роль координатора, что помогает в нашей работе. К сожалению, властные органы по привычке больше общаются с двумя столпами "Спецтранса" - первым и шестым автопарками. Нас, представителей коммерческих предприятий, появившихся гораздо позже, приглашают к разговору нечасто. Необходимую для эффективной работы информацию получаем с задержкой.
- Каким вы видите дальнейшее развитие своей компании?
- Основное направление - повышения качества обслуживания, чтобы наши клиенты получали удовлетворение от работы с нами. И чтобы дворники радовались, когда приезжают наши машины.
- Приходилось ли вам знакомиться с зарубежным опытом?
- Я наблюдал работу с отходами в Лондоне. Эдинбурге, Цюрихе. В этих городах работают спокойно спокойно, без ажиотажа, не строят "потемкинских деревень", как у нас, пытаясь что-то спрятать. Контейнер стоит в том месте, где удобно людям. Главное, чтобы вокруг было чисто и машина пришла за отходами вовремя. Там стараются окультурить эту сторону быта, ставят домики для размещения контейнеров. Многое мы пытаемся перенять, в том числе идею закрывающихся контейнерных площадок. Рекомендуем клиентам переходить с шестику-бовых на маленькие контейнеры емкостью 0,77 кубометра. Их легко разместить на закрытой площадке, удобно выкатывать оттуда и закатывать. И там всегда чисто. Электронный ключ от этого "мусорного домика" есть у жильцов и у водителя мусоровоза. Несколько петербургских управляющих компаний, с которыми мы работаем, уже пошли по этому пути.
- Ваше преимущество перед другими аналогичными предприятиями?
- Десять лет назад, когда только начали работать, мы предлагали свои услуги, честно признаваясь, что мы начинающие. Но наш плюс - в индивидуальном подходе к каждому клиенту, в бережном отношении к его интересам. Это все пропускается через себя. И в этом наше преимущество. В относительно небольшой компании проще отследить работу с каждым клиентом. Прошло время, я, как руководитель, давно не занимаюсь заключением договоров - для этого есть коммерческая служба, но до сих пор помню своих первых клиентов, а они - меня.
Елена Бевза
Газета "Петербургский дневник", №4(370) от 2 февраля 2012 года